муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Перспективный план
самообразования на тему: «Формирование связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
на 2015 -2020год
Составитель:
Юминова Наталья Васильевна,
воспитатель 1 квалификационной категории
Принят на педагогическом совете №1 от 28.08.2015г.
Протокол №1 от 28.08.2015 |
г. Лениногорск,2015г.
Личная карта воспитателя
1.Образование: средне-специальное, Бугульминское педагогическое училище, квалификация по диплому «Воспитатель детского сада», диплом № 4458 выдан 19.04.2000г.
2.Должность:воспитатель
3.Педагогический стаж: 26 лет
4.Стаж по специальности: 26 лет
5.Курсы повышения квалификации: Курсы повышения квалификации для воспитателей по теме: «Содержание и организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Профессиональная компетентность воспитателя в свете новых требований ФГОС» в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования "Центр социально-гуманитарного образования», г.Казань. 64 часа, удостоверение № ЦСГО 162405082020/2017-ПК, выдан 14.09.2017 г.
6.Квалификационная категория: первая квалификационная категория, 30.12.2013г. – 30.12.2018г.
7.Тема самообразования: «Формирование связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Дата начало работы над темой: 01.09.2015г.
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу речевого развития у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1.Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи.
2.Развитие речи детей в игровой деятельности.
3.Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
4 Развить у детей мыслительные операции, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.
5. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.
6. Использование эффективных приемов для повышения качества речевого развития детей.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Направления самообразования:
Основные направления |
Действия и мероприятия |
Профессиональное |
Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.
Повышать квалификацию на курсах для педагогов. |
Методическое |
Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов ОД, выступления с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах, мастер-классах. |
Информационно-технологические технологии |
Изучение опыта работы педагогов работающих по этой теме нашего города и из интернет источников. |
Охрана здоровья. |
Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии. |
Этапы самообразования:
Этапы |
Содержание работы |
Практическая деятельность |
Организационно - диагностический |
Выбор и определение темы самообразования
Планирование работы по теме самообразования |
Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
Знакомство с работами других педагогов.
Ведение собственной картотеки литературы по теме. |
Практический |
Внедрение опыта работы. Формирование методического материала. |
Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС.
Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в конференциях, участие конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах. |
Обобщающий |
Подведение итогов.
Оформление результатов работы. |
Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.
Консультативная помощь воспитанникам и родителям.
Оформление результатов работы. |
Реализация данной темы рассчитана на пять лет
(2015 – 2020 учебный год)
№ |
Содержание работы |
сроки |
1 |
Проанализировать свои профессиональные затруднения. |
Сентябрь 2015г. |
2 |
Составление плана по самообразованию |
Сентябрь 2015г. |
3 |
Изучить ФГОС дошкольного образования. |
Сентябрь 2015г. |
4 |
Посетить занятия педагогов, занимающихся данной темой. |
В течении года |
5 |
Изучение работы педагогов региона: (через сайты, публикации в периодической печати). |
В течении года |
6 |
Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию |
Сентябрь – октябрь 2015г. |
7 |
Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Речевое развитие в дошкольном возрасте» |
В течении года |
8 |
Изучить литературу Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013. |
Январь 2016г. |
9 |
Разработать игровые занятия с учетом ФГОС |
В течении года |
10 |
Проведение ООД и режимных моментов. |
Февраль 2016г. |
11 |
Родительское собрание «Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук», Мастер - класс с родителями «Народная кукла» |
Март 2016г. |
12 |
Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования |
По плану ДОУ |
2016-2017 учебный год
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1 |
Корректировка плана работы по теме. |
Сентябрь 2016г. |
2 |
Изучить литературу: В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь». Нижний Новгород издательство «Флокс» 1995; проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?. |
Сентябрь – октябрь 2016г. |
3 |
Составление картотеки публикаций по теме. |
В течении года |
4 |
Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций. |
В течении года |
5 |
Выступление на педагогических советах, семинарах, проведение мастер-классов по теме. |
По плану ДОУ |
6 |
Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня речевого развития детей на начало и конец учебного года. |
Сентябрь - май |
7 |
Пополнение предметно-развивающей среды в группе. |
В течении года |
8 |
Изучение методического материала по современным методам формирования речевого развития детей |
Январь - апрель |
9 |
Изучение литературы Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка.» Москва «Просвещение» 1988 Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с. |
февраль |
10 |
Участие в конкурсах, в т.ч. участие воспитанников. |
В течении года |
11 |
Подготовка консультации для родителей по данной теме. |
В течении года |
12 |
Анкетирование родителей на тему « Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей» |
май |
2017-2018 учебный год
№ |
Содержание работы |
сроки |
1 |
Корректировка плана работы по теме |
сентябрь |
2 |
Изучение методической литературы «Речевое развитие в соответствии с ФГОС» |
Сентябрь - октябрь |
3 |
Выступление на педагогических советах, семинарах, проведение мастер-классов по теме. |
В течении года |
4 |
Изучение опыта работы педагогов (через публикации в периодической печати, сайты). |
В течении года |
5 |
Проведение ОД, артикуляционной гимнастики, речевых дидактических игр. |
Октябрь - ноябрь |
6 |
Работа с методической литературой по проведению артикуляционной гимнастики. |
декабрь |
7 |
Анкетирование родителей на тему «Совместные речевые игры с членами семьи в домашних условиях». |
январь |
8 |
Подготовить картотеку игр и упражнений для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. |
февраль |
9 |
Разработка проектов по теме самообразования |
В течении года |
10 |
Итоговое занятие по развитию речи с использованием дидактических игр. |
март |
11 |
Консультации для родителей по данной теме. |
В течении года |
12 |
Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ. |
Май |
2018-2019 учебный год
№ |
Содержание работы |
сроки |
1 |
Корректировка плана по теме. |
сентябрь |
2 |
Изучить литературу: Н.В. Нищева «Веселая пальчиковая гимнастика». Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2015. |
Сентябрь - октябрь |
3 |
Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. |
В течении года |
4 |
Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме |
Январь- февраль |
5 |
Участие в конкурсах |
В течении года |
6 |
Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях. |
В течении года |
7 |
Провести самоанализ профессиональной деятельности. |
В течении года |
8 |
Систематически повышать знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. |
В течении года |
9 |
Принимать активное участие в работе педсовета, в дошкольном учреждение. |
В течении года |
10 |
Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за прошедший период. |
май |
2019-2020 учебный год
№ |
Содержание работы |
сроки |
1 |
Корректировка плана |
сентябрь |
2 |
Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения. |
декабрь |
3 |
Продолжить работу над выбранной методической темой. |
В течении года |
4 |
Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет |
В течении года |
5 |
Продолжать знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. |
В течении года |
6 |
Разработка пособий,дидактических игр по речевому развитию. |
В течении года |
7 |
Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, собраний, круглого стола для родителей). |
Ноябрь - март |
8 |
Распространение педагогического опыта работы через организацию и проведение семинара на базе МБДОУ |
По плану ДОУ |
9 |
Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования: «Формирование связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста». |
По плану ДОУ |